Анатолий Юницкий готов нанять на работу бывшего технического директора Илона Маска

Недавно СМИ сообщили, что топ-менеджер компании Hyperloop господин Броган Бэмброган покинул компанию без каких-либо объяснений. В интернете появилось обращение компании SkyWay, готовой принять бывшего технического директора Илона Маска с подробным комментарием инженерных наработок раскрученного американского инженера.

Screenshot_2016-08-15-14-46-13

Screenshot_2016-08-15-14-46-28

Кто знает, может быть, скоро предложение о работе в Республике Беларусь получит и сам Маск?

Интервью с Анатолием Юницким, главным конструктором и генеральным директором компании «Струнные технологии» (бренд SkyWay http://rsw-systems.com/ ), уже 40 лет мечтающем о неракетном освоении космоса, который сегодня как никогда близок к своей цели.

Анатолий Юницкий
Анатолий Юницкий

Что бы вы могли рассказать о своем бизнесе в Республике Беларусь? С какими сложностями вам приходилось сталкиваться и какие планы у вас именно в Беларуси?

Я бы не назвал то, что я делаю, бизнесом. Это высокотехнологичный венчурный проект. Наоборот, мы привлекаем деньги и на данном этапе это очень затратный проект. А бизнес, как известно, должен давать доход.

Все сложности в проекте подобном SkyWay могут быть разделены на две группы: получение устойчивого финансирования и инженерные задачи, требующие своего решения. Ни лично я, ни возглавляемое мною закрытое акционерное общество привлечением денег не занимаемся. У нас проектная организация, я, в первую очередь, — инженер, а уже только во вторую — бизнесмен. Поэтому для меня основное — это решать те технические инженерные задачи, которые стоят перед проектом. И мы их решаем, с успехом решаем. Эти решения мы закладываем в основу будущего бизнеса, который может стать самым масштабным за всю историю человечества. Технология, которую мы создаём, способна положить начало новой отрасли экономики, лечь в основу процессов формирования в Беларуси нового центра научно-технического развития, наподобие кремниевой долины в США. Так что планы у меня очень масштабные.

Как долго ваш проект действует в Беларуси?

Здесь я получил поддержку президента ещё в 1997 году, пройдя экспертизу в администрации президента. Также я получил поддержку на международной конференции, на которой присутствовало 11 министров транспорта из 11 стран Европы, по второму критскому транспортному коридору: Лондон — Париж — Москва — Екатеринбург. И сейчас его хотят продлить до Владивостока.

Я выступил с предложением построить струнную дорогу «Лондон — Париж — Москва» через Минск. Я доложил об этом на конференции, меня все поддержали, в том числе администрация президента. Уже потом я получил поддержку от самого президента, который поручил Лингу (Сергей Линг — белорусский политик, председатель Совета Министров Республики Беларусь с 1996 по 2000 годы) поддержать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Здесь я нашел участок земли под Марьиной Горкой. Причем, я понял, что не нужен никакой блат, не нужно никуда ходить и просить, чтобы тебе помогли. Был объявлен конкурс, мы его выиграли, предоставили бизнес-план и начали через инвестиционные фонды привлекать финансирование для строительства ЭкоТехноПарка — так я назвал эти тестовые участки. Таким образом, я не просто вернулся на Родину, но привёз с собой из странствий проект в который люди из-за границы готовы инвестировать. В некотором смысле эти инвестиции, это инвестиции в Беларусь. Мы создали рабочие места, дали новое направление реализации колоссального интеллектуального потенциала этой страны, где существует одна из лучших инженерных машиностроительных школ.

Что касается ЭкоТехноПарка, то по сути, это даже не участки, а комплексы, где будут продемонстрированы струнные эстакады городского, грузового и высокоскоростного (до 500 км/ч) транспорта, станции, вокзалы, стояночные переводы, автоматизированная система управления безопасностью и обеспечением связи, пересадочный узел (с городского на высокоскоростной), вся экологическая составляющая проекта (с засеянными садами и полями), мы также создаем почву, гумус из белорусского торфа. Мы хотим показать, что мы можем восстановить, вернуть землю и посадить там сады. При этом всё то, что там вырастет, будет чистым, потому что нет никаких выхлопов, выбросов, загрязнений. Поэтому непосредственно под дорогой можно выращивать растения, пасти коров, которые будут давать пригодное для питья молоко.

Если корова поест траву под высоковольтной линией электропередач, то потом ее молоко лучше не пить, потому что такая трава будет генетически изменена за счет очень мощного электромагнитного поля. Рядом с автомобильной дорогой присутствует и свинец, и больше ста канцерогенов, и чего там только нет. При этом минимум на сотню метров в обе стороны всё загрязнено.

Мы хотим показать и доказать, что у нас всё экологично. Открытие планируется осенью. Самое главное, что нас больше никто не трогал. Мы инноваторы, а не какие-то жулики. Мы знаем, что мы хотим сделать, и мы хотим дать миру эту технологию. Мы не хотим давать какие-то картинки или просто громко о себе заявлять, мы хотим показать: вот оно, работает! Притом, работает именно так, как я и говорю. А я говорю, что это самая эффективная, самая безопасная, самая экологически чистая, самая скоростная транспортная система.

Я выражаю благодарность правительству республики Беларусь за то, что оно не препятствует нашей работе. Пусть они делают выводы после того как всё будет готово. Вот только тогда надо делать выводы, а не сейчасНас не надо поддерживать, но и мешать не надо!

Белорусская автомобильная школа

Расскажу еще одну из причин, почему я сейчас в Беларуси. Так случилось, — и это не случайность, —  что именно здесь было создано самая мощная автомобилестроительная школа в СССР. И это заслуга Сталина, который в свое время послал одного конструктора со своим дизельным грузовичком в Минск, где после войны были одни руины и нетронутыми остались только 4 здания.

Всего через пять лет пошли первые грузовики, потом БелАЗы, потом колесные тягачи, тракторы, трамваи, троллейбусы, автобусы. В России, например, нет аналога БелАЗа. Аналога колесного тягача, ракетовоза, нет до сих пор даже в США, хотя они были созданы еще в 1960-е годы. Представьте: 16 колес, все поворотные, все приводные. Он едет по болоту и везет 100-тонную ракету. Это было создано в Беларуси.

Как вы считаете, что первично: материя или дух? Вы больше инженер или философ?

Вот меня спрашивают, верю ли я в бога. А что такое бог? В религиозных или языческих богов я не верю. Но я уверен, что вселенная, как и жизнь в целом, не могла возникнуть сама по себе. Некий создатель точно есть, но какой он мы знать не можем.

Как возник этот огромный мир? Согласно последним научным данным, сегодня видно порядка 100 млрд. галактик. Но мы не видим границ и того, что за этими границами. А они еще дальше. И в каждой галактике порядка 100 млрд. звезд. Представьте, что всё это возникло из ничего. Но как? Есть некий высший разум или бог — называйте как угодно, но он есть. Он создал мир.

В это я верю. Но не верю в то, что он управляет этим миром. Потому что знаю математику. Вот я состою из триллиона клеток. И что, он управляет каждой моей клеткой, что ли? Или каждой моей мыслью? Происходит столько случайных событий, что предсказать, что будет чуть-чуть позже, невозможно. Как и невозможно это вычислить или выстроить. Даже мозг размером со вселенную не сможет это просчитать. Поэтому я не верю в то, что кто-то нами всеми управляет, управляет миром и знает, что будет происходить дальше.

Разве мы знаем, что происходит с муравьем в муравейнике, где их миллионы? Нам вообще надо это знать? Или мы задумываемся про комаров, которых на планете триллионы? Мы точно такие же комарики или муравьи для вселенной, если не мельче. Просто людям надо во что-то верить, поднимать свою значимость. Поэтому они придумали себе богов и стали им поклоняться. Они свято верят в чудеса, в другие вещи. 

 Что вас вдохновляет?

Нет чего-то одного. Всё это заложено в моей фамилии, в генах, всё пришло от предков — объединяющий небо. Я не шел к этому осознанно. Хотя я еще ребенком понимал, что стану академиком, что стану ученым. Я это понимал, но не знал, как и почему. Я просто знал, что это будет.

Все мои неудачи вели меня к этому. Я учился. Я шел к этой цели, которая была неосознанной. Я не осознавал, что я придумаю, что я изобрету. Откуда мне было это знать?

 Вспоминаются слова Черчилля: «Успех — это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма». Это про меня. Каждая новая неудача, когда у меня отнимали всё, вдохновляла меня еще энергичнее двигаться вперед.

Чему вы удивлялись в последний раз?

Тому, как мы сильно улучшили аэродинамику юнибуса, перешагнув теоретический предел, который когда-то вычислил Жуковский. Он говорил, что тело, при движении в воздухе, не может улучшить определенные параметры. А мы получили лучшие результаты. Потом мы их подтвердили при продувке в аэродинамической трубе.

Вот сейчас делают Hyperloop, как что-то новое. Но я занимаюсь этой темой уже лет 40. Я об этом не говорю, хотя в моих монографиях идет речь про вакуумные трубы даже через океан. У меня есть давний проект трассы «Лондон — Нью-Йорк» через океан. Она прорабатывалась еще 40 лет назад. Так что с точки зрения идеи тут нет ничего нового. Вообще идее вакуумных труб больше 100 лет. Просто они не могут грамотно воплотить эту идею, в инженерном плане.

Сейчас мы дошли до такого, и над этим работаю не только я, но и мои конструктора, когда мы движемся не в вакууме, а в форвакууме — так называемый предвакуум. Мы нашли инженерное решение, чтобы получить скорость 1250 км/ч. При такой скорости совершенно безопасно можно доехать, допустим, из Лондона в Нью-Йорк за пять часов. Тоннель пройдет на глубине 100 метров и более, обходя морские течения. Это тоже всё струнные технологии.

Так вот, сейчас мы получили улучшение параметров примерно в 10 раз по сравнению с технологией Hyperloop. Примерно в 10 раз ниже стоимость, в 10 раз выше эффективность движения. Мы также скоро об этом объявим, но уже на более серьезном уровне.

Как выглядит ваш идеальный рабочий день?

У меня нет идеальных дней. Обычно я встаю в 04:30. Час я просто лежу, чтобы не будить супругу, думаю. У меня сильно развито абстрактное мышление… Потом иду на прогулку, час гуляю. Бегать просто не могу — здоровье не то. К 9 еду на работу. Дел — миллион: где достать металл и бетон для опор, переговоры с коллегами, как лучше спроектировать юнибус, и многое многое другое. В 20 ч обратно. Дома обсуждаю проекты. Где-то в полночь ложусь спать.

Ваше жизненное кредо?

Не хотелось бы говорить пафосно и громко, так что я не знаю. Мои личные интересы менее важны, чем интересы людей, общества, цивилизации. Если я что-то делаю, то в первую очередь должен думать не о себе, а о других, которых миллиарды.

Можете дать напутствие, совет начинающим инноваторам и предпринимателям?

Неудачи будут. Но они не должны вас сломить. Они могут отбросить назад, но остановить не должны. Надо двигаться, невзирая ни на что. Потому что, если ты убежден в своей правоте, то ты это сделаешь.

А какое у вас отношение к инженерам прошлого? Например, к да Винчи.

Они инженеры с натяжкой, потому что они выдавали идеи, которые не являются инженерным решением. Взять те же идеи Циолковского. С точки зрения инженерии он ничего и не предложил. Достаточно посмотреть на его рисунки, на тот же реактивный двигатель. Он просто не будет работать в том виде, в котором он его представлял.

Леонардо да Винчи тоже не был инженером по большому счету. Он был талантливым умным человеком, живописцем, скульптором. Он выдавал идеи неких сооружений, механизмов. Он выдал идею вертолета, но реализовал ее не Леонардо да Винчи, а Сикорский. Он выдавал идеи и других летательных аппаратов, но так и не полетел.

В прошлом были гениальные люди, но большинство из них — не инженеры. Они просто гениальные, талантливые люди, которые высказывали очень правильные мысли и идеи. Они указывали путь, по которому потом пошли инженеры. Притом, пошли, как правило, независимые инженеры. Потому что просто пришло их время и это надо было делать.

А как же Никола Тесла?

Я не верю во всё, что ему приписывают, хотя это был гениальнейший человек. И вот это уже инженер. Инженер гениальный, который опередил свое время. Кстати, идею космического колеса я нашел у Теслы. Но она была очень сырая и, естественно, в таком виде ее нельзя было реализовывать. 

Что для вас счастье: успех или удача?

Удача — это везение. Успех — это твои достижения. Я еще не достиг успеха. Но у меня и нет такой цели. Цель — не успех, а сделать то, что я считаю важным и нужным для всех, если говорить об общечеловеческих проблемах. Но у меня еще есть и семья, поэтому самое главное для меня, чтобы у моей семьи и у моих детей все было хорошо.

Каким вы хотели запомниться людям? Что можно было бы написать на вашем постаменте?

Я бы хотел, чтобы мой проект не оставался только на бумаге. Чтобы это действительно оказалось нужным всему человечеству. Потому что я не просто убежден, я это предсказываю в своих работах: другого выхода нет. Мы либо погибнем как цивилизация, либо сделаем это и будем неограниченно развиваться дальше, выйдя в космос и став космической цивилизацией.

Все эти разовые выходы не сделали нас космической цивилизацией. Космос все еще для нас закрыт. Это и было бы для меня самое большое счастье, и этим бы я всем и запомнился.

Большое спасибо! 

Записал Роман Масленников 

Сохранить

Сохранить

Сохранить